Экскурсия по Старому Орхею

На маршруте моего путешествия к истоку Рэута расположен самый важный памятник археологии и истории Молдовы – Старый Орхей. Он является музеем под открытым небом и историко-природным заповедником. В перерыве между этапами моего путешествия я решил выделить для экскурсии по Старому Орхею целый день. И, надо сказать, одного дня оказалось недостаточно, чтобы ознакомиться со всеми его объектами.

История Старого Орхея

Между селами Бутучены и Требужены река Рэут сформировала два мыса, как стены природной крепости. Еще тысячи лет до нашей эры люди нашли это место удобным для обоснования здесь жилья и занятия земледелием.

Этот отрезок истории еще изучается, и каждый год делаются все новые открытия. Но уже точно известно, что в X-IX веках до нашей эры на месте Старого Орхея было фракийское поселение. Фраки – древние предки молдавского народа.

В IV-III веках до нашей эры на этом месте было поселение гето-даков. Они столкнулись с необходимостью защищаться, и возвели крепость из земли и дерева на мысе у современного села Бутучены. Специалисты определили, что она являлась одной из самых больших и крепких крепостей гето-даков в юго-восточной Европе. Эта крепость служила политическим и административным центром гето-даков в юго-восточной Европе между IV и III веками. Она являлась резиденцией местного правителя. В конце III – начале II веков до нашей эры крепость в Старом Орхее, как и остальные крепости гето-даков в юго-восточной Европе были разрушены германскими народами, пришедшими из северной Европы.

Во II веке сюда пришли римляне и навели здесь порядок. Они были хорошими земледельцами и ремесленниками, что дало толчок для быстрого развития поселения в Старом Орхее. В этот период его жители занимались сельским хозяйством и выращиванием винограда, научились новым ремеслам. В быту использовали глиняную посуду, а в торговле – римскую монету. Так проходила романизация местного населения.

Нашествие гуннов в 376 году привело к разорению и сожжению поселения в Старом Орхее. Оставшимся в живых пришлось заново строить поселение. И новое поселение подвергалось новым нападкам.

В VI веке на это место пришли кочующие славяне. Они научили местных жителей складывать каменные печи без применения раствора.

В IX веке жизнь поселения потревожили кочующие унгры и печенеги, пришедшие из сибирских степей. Специалисты определили, что название поселения «Орхей» происходит от языка унгров, что означало – «укрепление», «крепость», «город».

Со временем местные жители начали использовать пещеры в скалах для защиты и постоянного проживания. После того, как все натуральные пещеры и гроты были заполнены, люди начали их вырубать в скалах самостоятельно. Тогда же и появились скальные монастыри с церквями и кельями, упрятанными в камне.

В начале XIV века центральная и северная части Молдовы были захвачены Золотой ордой. Татаро-монголы не оставили без внимания и город Орхей. Они переименовали его в Sahr al-Djedid, что означает Новый город. В короткое время было возведено множество фундаментальных построек общественного назначения: два караван-сарая (подобие гостиницы), мечеть, три публичные бани восточного типа, мастерские, жилые дома разных форм и размеров. В Новом городе работало множество мастеров по обработке камня и дерева, гончаров, кузнецов и прочих.

Город стал резиденцией хана. Начался выпуск местной монеты, использовавшейся дня внутренней торговли. На монете было отчеканено название города.

Правление татаро-монголов в Орхее продлилось до 60-х годов XIV века. Армия Золотой орды была разбита в 1362 году литовскими войсками Олигерда. Позже литовцев из этих земель изгнала армия правителя Молдовы – Богдана I.

После освобождения от татаро-монгольского ига, город Орхей начал меняться. Правитель Молдовы назначил нового пыркэлаба (начальника крепости) Орхея. После этого была восстановлена каменная крепость и цитадель. Возле крепости была построена церковь. Возле этой церкви был похоронен сын пана Галеша (Влайку Пыркэлаб – начальник крепости Орхея с 1480 по 1484 годы), двоюродный брат Стефана Великого (Штефана чел Маре). Хотя церковь и сгорела, надгробная плита молодого Галеша сохранилась до наших дней.
Изображение Старого Орхея в Национальном музее этнографии и естественной истории Молдовы

После того, как турки в 1484 году захватили молдавские города Килию и Четатя Албэ, внешние торговые пути Молдовы были отрезаны. Эти обстоятельства повлияли на процветание города Орхей, бывшего тогда экономическим центром. Значение города постепенно уменьшалось.

В 1510 году Орхей был разграблен крымскими татарами. Спустя девять лет крымские татары подожгли разграбленный ими город, и он сгорел дотла.  С 40-х годов XVI века Орхей больше не встречался в документах в статусе города. В документе, датированном 1603 годом, Орхей был упомянут термином «старый».  Очаг города Орхей был перемещен на место современного города Оргеева.

На месте бывшего города-крепости Орхей было построено село под названием Пештера (что означает – пещера). Жители сел Бутучены и Требужены до сих пор называют это место - Пештера. История Старого Орхея изобилует важными для Молдовы событиями. Некоторые его объекты реставрированы, над другими ведется работа.

Как доехать до Старого Орхея

Старый Орхей находится в долине реки Рэут, между селами Бутучены и Требужены района Орхей. Расстояние до Кишинева – 60 км. Заповедник включает два мыса, называемые местными жителями Пештера и Бутучень.

Со стророны Кишинева к Старому Орхею проложена хорошая дорога, по которой курсирует маршрутка Кишинев-Требужены. Отправляется она с центрального вокзала Кишинева ежедневно в: 08:35, 09:50, 13:15, 17:15, 20:10. Расписание может меняться, поэтому уточняйте его.

На машине до Старого Орхея можно доехать, используя карту: http://bit.ly/gomoldova

Экскурсия по Старому Орхею

Первым объектом, который встречают туристы при въезде в Старый Орхей, являются руины каменной цитадели. Она датируется XIV-XVI веками. Во времена правления Стефана Великого являлась резиденцией пыркэлабов Орхея. Теперь руины служат резиденцией для змей. Ходите только по стенам и будьте внимательны.
Руины крепости в Старом Орхее
Оттуда же открывается вид на весь музейный комплекс.
Вид на музейный комплекс Старый Орхей

К музею Старого Орхея мы приехали в 08:50. Во дворе проводили уборку. Гидов еще не было, и мы их ждали еще десять минут. Ровно в 09:00 работники музея пригласили нас войти. Мы заплатили по 10 леев за то, что находимся на территории заповедника и нам выдали чек. На деле этот чек нужен для того, чтобы посмотреть археологический музей и музей села. За стоянку машины с нас денег не взяли. А ведь в музей мы зашли именно потому, что при въезде установлено табло с указанием того, что за стоянку транспорта надо платить.

Площадка перед музеем Старого Орхея

Здесь же мы за 5 леев купили карту Старого Орхея с указанием на ней маршрутов и достопримечательностей. Нам объяснили с чего начать и как лучше добраться к тому или иному объекту. Мы осмотрели находки археологов, хранящиеся в этом музее, и направились пешком к скальной церкви.
Выставочный зал в музее Старого Орхея
Было решено идти по краю мыса в поисках пейзажей и не задерживаться у музея села, скального монастыря, церкви и пещер. Эта прогулка была страшноватой – сильный ветер то и дело пытался сдуть нас с края в пропасть. Но ходить козьими тропами по вершине мыса и наблюдать открывшиеся красоты на долину Рэута – оно того стоило!
Вид на реку Рэут по дороге к скальной церкви в Старом Орхее
Вид на реку Рэут по дороге к скальной церкви в Старом Орхее
Фотографироваться с этим крестом очень популярно среди экскурсантов и туристов. Считается, что если обойти вокруг этого креста три раза и загадать желание, то оно обязательно сбудется.

По мысу мы дошли до самых Требужен к тринадцати часам. Спустились в село в поисках продуктового магазина. На наше удивление, на двери продуктового магазина была записка с надписью «Pauza 12-14», что означает перерыв на обед с 12 до 14 часов. Хорошо, что недалеко расположен еще один магазин. В нем мы купили мороженое и расположились в беседке под камышовой крышей, через дорогу.

Обратно в Бутучены мы отправились почти по той же дороге, только уже по долине, а не по мысу. По дороге посмотрели руины бани. В XIV веке этот объект был одной из публичных бань города Sahr al-Djedid при Золотой орде. И кто знает, дела какого уровня в ней решались.
Руины турецкой бани в Старом Орхее

На этой стороне Реута расположены сады и огороды местных жителей. Где-то среди них можно найти и другие объекты Старого Орхея. Но для этого у нас не хватило бы времени.
Пещеры в Старом Орхее
Скалы в Старом Орхее

Дойдя до того места, откуда мы начали экскурсию, мы еще раз поднялись к скальному монастырю. Его легко обнаружить по каменному кресту, высеченному в скале и по колокольне, построенной позже. Прежде, чтобы попасть в монастырь, надо было сначала переправиться через реку, затем подняться по ступеням, выдолбленным в скале. Но во время землетрясения 1738 года проходы разрушились, и монастырь был заброшен.

Лишь в начале XIX века жители села Бутучены решили восстановить скальную церковь. В 1820 году к ней был прорыт двадцатиметровый туннель со стороны села. В 1890 году возле входа построили колокольню.
Крест и колокольня указывают место, где выдолблена скальная церковь в Старом Орхее

Я был здесь не один раз в течение своего студенчества, и каждый раз монах ругал женщин, которые заходили в церковь в несоответствующем одеянии. В этот раз у входа даже не было табличек со стандартными запретами:
·       Не разговаривать в храме;
·       Не фотографировать;
·       И т.д.

Приезжайте в Старый Орхей

Дорога из Кишинева в Старый Орхей и экскурсия по нему обойдутся недорого. Проезд в одну сторону на маршрутке – 25 леев; входной билет – 10 леев. А впечатлений вы получите массу и от окружающего вида и от ощущения духа времени.

Удивляюсь, что туристов сюда привозят максимум на два часа, с учетом обеда в агропансионе. У нас на экскурсию ушло около шести часов (с девяти утра до начала четвертого пополудни)! И мы еще не все посмотрели.

Музейный комплекс Старого Орхея принимает посетителей каждый день, кроме понедельника, с 09:00 до 18:00. И это значит только то, что вы сможете посмотреть музей села и археологический музей в этот промежуток времени. А красота Старого Орхея доступна всем, всегда и бесплатно (пока еще).