Поездка на машине из Кишинева в Брашов (Румыния) на 10 дней

Куда поехать летом кроме моря?

Мы не любители отдыха на пляже, особенно в сезон. Нам не нравится жара, не нравится лежать на пляже в окружении огромного количества туристов, не нравится платить огромные деньги за "так себе" условия в отеле, не нравятся шумные посиделки в отельных барах и ресторанах. Если и ехать на море, то в конце бархатного сезона, разок искупаться и подышать морским воздухом.

Для нас отличная альтернатива морю - горы. Мы обожаем горные пейзажи, свежесть и прохладу горного воздуха. Любим гулять по тропам или просто играть на поляне, охлаждаться от летнего зноя. Но куда ехать?

Изначально мы хотели ехать в Болгарию, именно в Банско. Там жилье можно найти от 6 евро за ночь на Airbnb. Но есть несколько моментов, которые вынудили нас передумать:
  • в Банско из Кишинева ехать около 1000 км. Обратно то же. Итого это коло 150 евро на топливо, не считая разъездов по месту;
  • так как дороги, в основном, проложены через населенные пункты, то средняя скорость движения будет не выше 50 км/ч. Это как минимум 20 часов пути, без учета остановок на отдых и прохождение таможни;
  • такой долгий путь подразумевает одну остановку на ночь в Румынии, а это как минимум 15 евро дополнительных затрат;
  • кроме того, и в Румынии и в Болгарии дороги платные, причем платить виньетку придется за целый месяц в обеих странах.
Так что Болгария пока что отпадает как вариант. Другое дело Румыния:
  • до Брашова меньше 400 км - меньше времени в дороге;
  • меньше таможенных пунктов требуется пройти;
  • меньше платить за использование дороги.
Мы выбрали именно Брашов, потому что:
  • я работал с парнем, который учился и работал в Брашове гидом. Он рассказывал мне о походах по парку Пьятра Краюлуй;
  • рядом с Брашовом расположены горнолыжные курорты с летними туристическими трассами, как Пояна Брашов, Моечу де Сус, Кеиле Градиштей;
  • недалеко расположены города Синая и Бран, известные своими замками;
  • относительно недалеко пролегает Трансфэгэрашское шоссе;
  • ну и по-мелочи.

Мы нашли жилье в Брашове на Airbnb

Принципиальными пунктами при поиске жилья в Брашове для нас были:
  • цена до 20 евро за ночь;
  • жилье целиком;
  • простая обстановка, не нагроможденная лишней мебелью;
  • положительные отзывы.
Мы нашли такое жилье в пригороде Брашова - Сынпетру. Судя по отзывам это спокойный тихий район на границе огромного парка, в двух километрах от Брашова. Квартира чистая, хозяин общительный, закрытый дворик с беседкой и местом для жарки шашлыка. Мы забронировали десять ночей. Нам еще скидку предоставили 10% за проживание сроком от одной недели. Всего я заплатил 170 евро за 10 ночей.

Если Вы еще не зарегистрированы на Airbnb, предлагаю Вам сделать это по моей ссылке: регистрация на Airbnb. Сделав это, Вы получите скидку 22 евро на первое бронирование. Ну и я получу бонус тоже.

Страховка для поездки в Румынию

Я купил Зеленую карту в Donaris на 15 дней, что обошлось мне аж в 37 евро. Медицинская страховка обошлась в 10 евро, там же.

Как оплатить дорогу в Румынии онлайн?

Да, в Румынии дороги платные. Оплатить их можно при въезде на первой же заправке. Или заранее через интернет. Я не люблю очереди, поэтому выбрал второй вариант. Покопавшись в интернете, я нашел сайт, через который можно оплатить дорогу в Румынии онлайн картой. Вот ссылка: оплата Румынской виньетки онлайн. Там все понятно и легко. Через пару часов можно проверить действительность вашей оплаты на официальном сайте: проверка румынской виньетки онлайн.

Пользование румынскими дорогами на срок один месяц мне обошлось в 7 евро.

Поездка в Румынию на машине

Мы выехали из Кишинева  4 июля в 4 утра. На пограничный пост Леушены - Албица прибыли около 6 утра. Прохождение обеих постов заняло у нас около полутора часов. На румынской границе пограничник спросил куда едем и с какой целью, а таможенник быстро проверил багажник. "Drum bun"!

Для прохождения границы с Румынией мы предоставили:

• паспорта;
  • техпаспорт машины.

Спросили, но не проверяли:

• зеленую карту;
  • полис медицинского страхования.
Сделали остановку на первой же заправке - Petrom, чтобы попить кофе. Она расположена еще перед въездом в населенный пункт. Пока я был в туалете, очередь за виньетками выстроилась такая, что кофе мне расхотелось. Ну и ладно, едем дальше. Сразу при въезде камера, контролирующая действительность виньетки. И таких камер мы еще много встречали по Румынии.

Ехать решили, как Гугл сказал: Хуши-Бырлад-Аджуд-Онешть-(Тыргу-Секуеск)-Брашов. Дороги в Румынии хорошие, но узкие и извилистые, отчего понаставлено знаков, ограничивающих скорость. В населенных пунктах при въезде может быть указано ограничение для легковых автомобилей - 70 км/ч, а сразу за ним знак 50. Румыны - довольно терпеливые водители. Я строго соблюдал ограничения скорости, чем жутко бесил молдаван, сигналящих сзади или при обгоне. Румыны ехали за мной тихо, пока не появлялась возможность обогнать. Обгоняли тихо и привет.

Сюрпризом оказался участок бетонки длиной примерно 15 км от Бырлада до Аджуда. Со всеми остановками и таможней путь занял у нас 12 часов.

Заселение в Брашове

Часов за 5 до приезда мне начали приходить смс-ки от Airbnb - хозяин высылал инструкции по заселению. Я остановился на заправке, подключился к интернету и стал читать инструкции. Хозяин написал, что квартира наша находится в Сынпетру - пригороде Брашова. Заселение возможно после 16 часов. Машину нужно оставить перед воротами, там она будет в безопасности. Ключи от ворот и квартиры будут в мини-сейфе.

Мы прибыли в 16 часов с минутами, открыли ворота - хороший зеленый дворик с садовой мебелью, беседкой, жаровней и качелей. Подходим к двери, а там хозяин убирается. Попросил подождать пару минут. Пригласил нас войти, вышел и сказал, что они дома, если что.

Поначалу это вызвало у нас удивление. В объявлении на Airbnb не было указано, что мы будем жить в гостевом доме. Казалось, что это общий двор малоквартирного дома. А оказалось, что это часть хозяйского дома. Ну да ладно, заселились. А позже поняли, что так даже лучше. Можно ребенка с мячом пустить во двор и не волноваться за его безопасность, пока мы в доме. Чужих нет, двор закрыт, посторонние даже не имеют возможности заглянуть.

Хозяин нам подсказал, где можно купить продукты и обменять валюту на румынские леи. Сразу решили ехать в огромный торговый комплекс в Брашове - Кореси. Там и деньги поменяли (обязательно иметь при себе удостоверение личности) и еды купили в Ашане. Ашан, конечно, огромен, по сравнению с молдавскими маркетами. Идешь минут пять от входа к хлебу, потом еще по остальным пунктам ходишь минут тридцать, идешь на кассу минут пять и т.д.

Цены на продукты и топливо в Румынии

Цены нас удивили - все дороже, чем в Молдове. Аналогичная пачка макарон Барилла стоит на 20% дороже. Хлеб на 50-100% дороже, овощи и фрукты на 100%+ дороже и т.д. Аналогичные продукты местного производства дешевле, чем у нас. У нас они уже стоят на 15-20% дороже, как брынза. Зато мы нашли сливочное масло на основе козьего молока - у дочери аллергия на коровье.

Фудкорт с космическими ценами. Малюсенькая пицца стоит на 20% дороже, чем большая и богатая в Молдове.

Вечером спали крепко, устали с дороги.

Достопримечательности Румынии, посещенные нами

Мы приехали в Румынию, чтобы погулять по горам. Поэтому даже по Брашову толком не погуляли. Надо сказать, за 10 дней нагулялись вдоволь, практически не повторяясь.

Пояна Брашов

Ближайшее от Брашова место для прогулок по горам. В офисе туринформации я узнал о пешеходных туристических трассах, получил бесплатно карту этих трасс. Мы решили подняться на фуникулере (здесь его называют телекабиной) на вершину, а оттуда спуститься пешком. Билет в одну сторону стоил нам 50 румынских леев на двоих. В обе стороны стоил бы 70.

Наверху было и красиво и свежо, но с маленьким ребенком было тяжело. То одеть ее надо с капюшоном, потому что ветер, то раздеть и надеть шляпку, потому что солнце.
Горнолыжный курорт Пояна Брашов в Румынии летом
Спуск с вершины в городок занял чуть более трех часов. Ребенка большую часть пути пришлось нести на руках. К концу пути наша дочь не хотела ни идти пешком, ни сидеть на руках. Устала она от горной прогулки.

Все места для парковки в Пояне Брашов платные. Один час стоит 1,5 румынских леев. Оплачивать надо сразу весь срок, после чего вам выдадут талоны, которые следует поместить под лобовое стекло. Неоплаченная парковка наказывается штрафом и эвакуацией машины на штрафстоянку.

Экскурсия в пещеру Валя Четэций у города Рышнов

Попали в эту пещеру случайно. Ехали из Пояны Брашов в Рышнов и увидели билборд. Стоимость одного билета - 15 румынских леев. Длительность экскурсии - 20 минут. Экскурсия начинается каждые 30 минут. Гид проводит экскурсию на румынском языке, в конце рассказывает основные моменты англоговорящим экскурсантам. Жена от экскурсии в восторге, я не очень.

От стоянки до пещеры нужно проделать нелегкий путь длиной в 400 метров через горный лес.

Пещера Валя Четэций у города Рышнов в Румынии
В пещере прохладно. По словам гида она молодая - около 2 000 000 лет. В конце экскурсии выключает иллюминацию и в полной тишине слышно, как падают капли - прикольно.

Пикник в Кеиле Рышноавей

По дороге из Рышнов в Предял есть указатель "Zona de picnic". Живописное место с видом на скалы и большими беседками с крышей, скамьями и столами. На карте это место называется Кеиле Рышноавей. При въезде установлена табличка с тарифами за въезд транспорта или вход людей, но будка была заколочена, никто с нас денег не требовал. Беседок там много, в некоторых из них люди засели надолго - натянули тент, поставили палатки.
Скалы в Кеиле Рышноавей, Румыния
Вид на скалы в Кеиле Рышноавей. Сидели там пару часов, пока дождь не начался. Просто сидели и смотрели на эти скалы - сказка.

Национальный парк Пьятра Краюлуй

Утром, пока я ездил в Ашан за продуктами, моя жена успела посмотреть репортаж о Пьятра Краюлуй. Сказала, что нужно его смотреть из села Пояна Мэрулуй, потому что оттуда вид потрясающий. Вот мы и поехали первым делом в Пояна Мэрулуй.

Это красивое село, окруженное крутыми холмами, занятыми домами и хозяйственными постройками. Но чтобы посмотреть на горный массив Пьятра Краюлуй, необходимо подняться на эти холмы по крутым и извилистым грунтовым дорогам, чего мы себе не позволили.

Ладно, возвращаемся в Зэрнешть и оттуда едем по указателю "Piatra Craiului". Дорога ведет нас по внешней части парка. Доехали мы до пано с надписью "Piatra Craiului" и остановились на стоянке, откуда грунтовая дорога ведет к монастырю. Подняться к монастырю можно либо пешком, либо на тракторе. На внедорожнике уже рискованно. Решили ехать дальше. Доехали до тупика и развернулись. На обратном пути устроили пикник на берегу горной речки Бырса.
Вид на горы национального парка Пьятра Краюлуй с берега речки Бырса.
Вид на горы национального парка Пьятра Краюлуй с берега речки Бырса. Надо было нам ехать в село Мэгура или Пештера. В следующий раз.

Замок Бран, известный как Замок Графа Дракулы

Машину оставили на парковке с таксой 6 румынских леев в час. Прошлись немного пешком по главной улице, на которой и тротуара-то нормального нет. Все забито террасами и торговыми лавками. Туристов туча, приходилось иногда сходить на дорожное полотно, чтобы обойти очереди у торговых лавок. А по этой дороге ездят фуры.

Дошли мы до входа на территорию "владений Дракулы" и ахнули - очередь метров в тридцать. И это в понедельник. Ждать мы не хотели, так как культурные достопримечательности нас мало интересуют. Замок видели только мельком издалека, так как он окружен большой закрытой территорией. Погуляли немного по рынку и отправились в Моечу де Сус по рекомендации хозяина нашего жилья.
Замок Дракулы, Бран, Румыния
Мы ехали к этому замку с четким пониманием, что он так популярен только благодаря грамотной рекламе. Судя по различным телепередачам, отзывам и статьям, интереса этот замок для нас не представляет. Поэтому, увидев очередь, мы сразу передумали его посещать.

Немного о традиционных трансильванских блюдах - Лангош и Куртош (Колак)

В городе Бран мы впервые попробовали блюда Лангош и Куртош (Колак)
Лангош - традиционное трансильванское (венгерское) блюдо
Лангош - большой круглый пирожок с начинкой. Мы выбрали со сметаной, брынзой и чесноком. Стоит 15 румынских лей.
Куртош (Колак) - традиционное трансильванское (венгерское) блюдо
Куртош (Колак) - Выпечка большого размера. Тесто обматывают вокруг толстой деревянной основы, глазируют сиропом и посыпают толченными орехами или другой присыпкой. Вкусная штука. Стоит 15 румынских лей.
В разных местах вкус разный. Если будете в Бране, рекомендую покупать именно здесь: где перекусить в Бране на карте Гугл.

Трансфэгэрашское шоссе

Да, я тоже любитель авто-шоу Топ-Гир. Да, я тоже мечтал прокатиться по Трансфэгэрашскому шоссе, как ведущие этого шоу. Ну, хотя бы на своей машине. Вот и сбылась мечта.

Что следует знать перед поездкой по Трансфэгэрашскому шоссе:
  • дорога узкая, ухабистая и извилистая. Местами край дороги обваливается, о чем предупреждают знаки. Отбойников или другой ограды почти нет;
  • здесь нет ни одной заправки;
  • даже в будние дни шоссе довольно загружено авто-мототуристами и велосипедистами. Первым не терпится ехать быстрее, вторым дороги мало - лезут на середину полосы, едут в два ряда. Особенно это раздражает на резких закрытых поворотах;
  • места для стоянок обозначены знаками. В других местах, съезжая с дорожного полотна, вы рискуете провалиться или ободрать дно машины - перепад между полосой и обочиной большой;
  • по Трансфэгэрашскому шоссе движение разрешено строго с 8:00 до 21:00 и с 1 июля по 31 октября. Ни при въезде на шоссе, ни по его пути я этой информации не встречал;
  • протяженность нашего маршрута составила по шоссе составила 115 км от Кыртишоары до Куртя-де-Арджеш. По времени это чуть больше четырех часов, учитывая все остановки;
  • наверху холодно, у плотины Видрару сильный ветер;
  • самое интересное на Трансфэгэрашском шоссе - водопад Быля, подъем до озера Быля на высоту 2034 метра, спуск с перевала и плотина на озере Видрару.
Трансфэгэрашское шоссе, Румыния
На пути от водопада к озеру Быля красиво. Но мест, предназначенных для остановки маловато. В местах, не обозначенных знаками, останавливаться не рекомендую. Многие останавливаются у водопада и садятся на фуникулер, идущий к озеру. У водопада парковка забита и машины хаотично оставлены на обочинах, что затрудняет здесь движение.
Серпантин Трансфэгэрашского шоссе до озера Быля, Румыния
Серпантин Трансфэгэрашского шоссе до озера Быля требует от водителя много энергии. Моя жена восторгалась: там овечки, а там снег, а там огромные камни, а там горная речка... Вот только возможности на это взглянуть у меня не было - все внимание на дорогу. Уже только у озера я смог оценить всю красоту. Это нам еще повезло, что не было тумана.
Озеро Быля на Трансфэгэрашском шоссе в Румынии
Озеро Быля на Трансфэгэрашском шоссе - располагается на высоте чуть более двух километров. Даже в Июле здесь есть снег, который нещадно топчут туристы. Туристов здесь очень много, даже в будние дни. Стоянка у озера заполнена. Множество машин оставлено на обочине. Оплата стоянки - 5 румынских лей в час. Здесь множество торговых ларьков, ассортимент которых - сувениры, выпечка, сыры, колбасы. Есть смотровая площадка на серпантин. Июль-месяц на улице, а погода 8 градусов тепла, без ветра. На прогулку у озера у нас ушел один час.
По ту сторону перевала на Трансфэгэрашском шоссе
После перевала дорога спускается в лес. Петляли мы по этому лесу около двух часов, пока не доехали до платины на озере Видрару. Ну, встретился нам по дороге рукотворный водопад. В остальном - дорога через лес.
Озеро Видрару на Трансфэгэрашском шоссе
Озеро Видрару - огромное озеро, которые мы объезжали часа полтора. Википедия гласит, что озеро образовалось в 1965 году, после строительства плотины. Под толщей воды находится, как это и бывает, затопленная деревня Арджеш-Арефу.
Дамба Видрару на Трансфэгэрашском шоссе в Румынии
Много машин, стоящих вплотную на обочине и под знаками "Остановка запрещена", много людей, делающих селфи и сильный ветер нисколько не помешали нам получить яркие впечатления от масштабности этого проекта. Да, ограда довольно высокая, но и через нее пропасть высотой 166 метров как-то затягивает. Получаса на ветру нам хватило, чтобы погулять по ней. Гуляли по-очереди, потому что ребенка на такой ветер выводить не хотели.
После плотины есть еще руины крепости Поенарь - настоящей резиденции Влада Цепеша. Но мы ее пропустили, так как очень устали и уже хотели домой. Время было около 18 часов. А нам еще предстояло доехать до Брашова.

У Куртя-де-Арджеш мы свернули на Кымпуллунг. Бетонная дорога там хоть и без ям, за то с сюрпризами в виде виде кочек на швах и просевших блоков. В сумерках мы посмотрели на парк Пьятра Краюлуй с дороги в Моечу де Жос - красота!

Всего наш маршрут Брашов-Кырцишоара-Куртя-де-Арджешь-Кымпуллунг-Брашов оказался 350 км длиной и занял 12 часов.

Монастырь Синая

Было дождливо и в горы мы не поехали. Решили поехать в Синаю, чтобы посмотреть замки Пелеш и Пелишор. Движение было затруднено, поэтому дорога заняла около полутора часов. Бесплатная стоянка есть при въезде в Синаю. Остальные свободные стоянки - платные.

Сначала мы немного погуляли в парке. Освещение в нем появилось в конце XIX века - установили фонари компании Siemens. Там и детская площадка с качелями есть. Интересно, что на территории парка есть казино, ресторан и отель.

Потом мы поднялись к монастырю Синая.
Монастырь Синая в Румынии
Монастырь Синая в Румынии - был основан в XVII веке. Пострадал в ходе русско-турецкой войны, был разграблен турками. Маленькая ухоженная территория. Конечно, с церковным магазином, где продаются различные предметы культа. Внутри темно и пахнет ладаном - атмосфера православной обители. Множество иностранных туристов, приезжающих к монастырю на автобусе и недоумевающих, что значит "Magazin Bisericesc". На осмотр нам хватило пяти минут.
После осмотра монастыря мы хотели подняться к замку Пелеш, но сначала решили перекусить. И пока мы перекусывали, начался сильный холодный дождь. Так мы и не увидели замок.

По дороге в Брашов попали в пробку, в которой толкались часа два.

На пути в Синаю нам открылся потрясающий вид на горы в селе Буштени. Там и монастырь есть. В следующий раз пойдем туда.

Прогулки по Брашову

Хотя мы и жили в двух километрах от Брашова и были в нем каждый день, толком его не увидели. Не было у нас такой цели - города смотреть. Единственное, что мы посмотрели - крепость и озеро.

Крепость смотрели уже после закрытия, вечером. С ее смотровых площадок открывается вид на вечерний Брашов.

Озеро впечатлило тем, что у него обустроена зона для пикника - ухоженный газон, столы со скамейками, беседки, жаровни. И все - бесплатно. Народу много, суббота же была. Нам понравилось озеро.

Дорога из Брашова в Кишинев

Вечером 13-го собрали вещи, уложили ребенка, прибрали квартиру. Наутро встали, позавтракали, помыли посуду, собрали постельное белье и сложили на видном месте, загрузили вещи в машину, закрыли квартиру, положили ключи в мини-сейфе на воротах. Выехали в 10 часов утра. Ехали по тому же маршруту.

Возвращаться было немного тяжелее - ребенок не хотел спокойно сидеть в автокресле. То на горшок попросится, то еще что. К 19 часам были на таможне. Прохождение обеих постов заняло у нас минут 40.

Сколько нам стоила поездка в Румынию на 10 дней

Здесь я приведу основные затраты:
  • румынская виньетка на месяц - 7 евро;
  • зеленая карта на 15 дней - 37 евро;
  • медицинская страховка на 11 дней на троих - 10 евро;
  • жилье в Румынии на 10 ночей - 170 евро;
  • топливо (2000 км) - заправляйтесь в Молдове по полной, так как топливо у нас дешевле - 140 евро;
  • еда и развлечения - 156 евро.
Итого, поездка из Молдовы в Румынию на машине на 10 дней обошлась нам в 520 евро.

Наши впечатления от поездки в Румынию

Отдых в летних Румынских Карпатах нам понравился. Скорее всего, мы вернемся сюда в следующем году. Хочется именно сюда, потому что мы многое еще не посмотрели и не надышались свежестью гор.