Дом-музей А.С. Пушкина в Кишиневе


Наконец-то я нашел время посетить мемориальный дом А.С. Пушкина. Совпали такие факторы, как ясная и теплая погода, свободное время и хорошее настроение. Так, воскресным днем я отправился на улицу Антон Панн в дом 19, на который открывается шикарный вид с верхних этажей Молдавской экономической академии. За время учебы я только один раз бывал в доме-музее А. С. Пушкина и то по делу. На этот раз у меня была четкая цель культурного обогащения.

Входной билет в дом-музей А.С. Пушкина был бесплатным

Зайдя во двор музейного комплекса, который огорожен каменным забором, я стал гадать в какую же дверь войти - в маленький домик, или окружающее его здание. Вскоре меня окликнула работница музея и пригласила войти в здание. Она сразу пояснила, что сегодня мне повезло, так как входной билет будет бесплатным.

В первом зале мне предложили папку с исчерпывающей информацией для самостоятельного ознакомления с экспозицией дома-музея А.С. Пушкина. На первой странице этой папки был прейскурант:
  • ·    Входной билет – 10 леев;
  • ·    Экскурсия с гидом – 100 леев (за группу);
  • ·    Фотосъемка – 10 леев за одну фотографию в помещении (во дворе можно фотографировать бесплатно);
  • ·    Буклет с краткой информацией о музее и его филиале с фотографиями – 10 леев;
  • ·    Гайд-бук с исчерпывающей информацией о музее и его филиале – 35 леев.

Такие папки есть также на английском и румынском языке.

Я заказал экскурсию, так как мне очень хотелось посмотреть как она будет проходить. К тому же было как-то неловко в одиночку ходить из зала в зал, тем более, что на момент моего прихода посетителей не было. Экскурсию мне оформили со скидкой, как для студента. Я заплатил 80 леев и мне выписали квитанцию и выдали входной билет. Фотографировать внутри запретили.

Пока я ждал гида, мое внимание привлекли многочисленные трещины на потолке и в верхней части стен. Каждая трещина была опечатана. Вспомнились сообщения в новостных лентах прошлых лет о том, что ведущаяся по соседству стройка многоэтажного жилого дома является серьезной угрозой для дома-музея А.С. Пушкина. Он постепенно разрушается из-за постоянных вибраций. Мои мысли нашли подтверждение этому в звоне люстры. Она звенела, когда по улице проезжали даже легковые автомобили. От мысли, что все это может когда-нибудь рухнуть стало не по себе. Ведь на создание музея ушло не мало сил. А сохранить все это очень тяжело.

Экскурсия в доме-музее А.С. Пушкина

В ходе экскурсии я узнал, что дом, где я в данный момент находился и где расположена основная часть экспозиции музея, принадлежал купцу И.Н. Наумову. Все важные гости Кишинева того времени останавливались в заезжем доме этого человека. Заезжий дом (или флигель) был построен из ракушечника, был теплым и уютным. Его стены также хранят память о молодом поэте А.С. Пушкине, который поселился в нем 21 сентября 1820 года. Первое место жительства поэта в Кишиневе является единственным оригинальным строением. Остальные дома-музеи А.С. Пушкина (в Москве, Питере и др.) были отстроены заново.
В этом доме останавливался А.С. Пушкин на время своего пребывания в Кишиневе
В этом доме останавливался А.С. Пушкин на время своего пребывания в Кишиневе

Экспонаты первого зала рассказывают о причинах ссылки А.С. Пушкина в Бессарабию, его творчестве в 1820-1821 годах и о Кишиневе того времени. Интересно было узнать, что поэт связан родственными узами с молдавскими господарями Штефаном чел Маре и Дмитрием Кантемиром.

Во втором зале экспонаты повествуют об общественно-политической жизни Бессарабии 1820-х годов, об интересе А.С. Пушкина к истории этого края, его обычаям и фольклору. Так же здесь можно узнать о причастности поэта к масонской ложе «Овидий 25», за которую в России были уничтожены все ложи. Но больше всего мне понравилось то, что поэт глубоко интересовался историей края, его старинными преданиями.

В декабре 1821 года Пушкин совершил путешествие по Бессарабии вместе со своим приятелем полковником И.П. Липранди. В экспозиции представлена карта-схема этой поездки.

Экспонаты третьего зала повествуют о том, что А.С. Пушкин познакомился с боярином Замфиром Ралли, имение которого располагалось примерно в 50 км от Кишинева в селе Долна (сейчас там находится филиал дома-музея А.С. Пушкина). Летом он любил приглашать в свое имение золотую молодежь Кишинева. Поэт также был его гостем.


В Долне поэт повстречал цыганский табор и кочевал с цыганами в районе сел Юрчены, Долна и Варзарешты, которые расположены в живописных молдавских Кодрах. У старосты табора была красавица дочь по имени Земфира. Современники потом вспоминали как Пушкин и Земфира, взявшись за руки, гуляли по окрестным холмам, смеясь и объясняясь жестами. Молодой поэт не знал их языка, а прекрасная цыганка не знала русского.

Вскоре Земфира сбежала с цыганом в соседнее село. После неудачных поисков опечаленный поэт вернулся в Кишинев.

Пребывание в нашем крае занимает особое место в жизни А.С. Пушкина. На молдавской земле даже был начат роман в стихах «Евгений Онегин», которому в музее посвящен отдельный зал.

В «Онегинском» зале, следуя пушкинскому описанию, воссозданы «кабинет Онегина» и уголок деревенской комнаты Татьяны. На этом экскурсия подошла к концу и меня пригласили войти в тот самый флигель, где жил А.С. Пушкин. Сотрудники музея ласково называют его «домиком».
Двор музея А.С. Пушкина в Кишиневе


Мемориальный дом А.С. Пушкина

Сейчас домик кажется маленьким и неудобным. Не следует забывать, что в то время «лишь семь или восемь каменных домов торчали посреди сотни лачужек». Значит, заезжий дом Наумова был одним из лучших в Кишиневе того времени.
Небольшой коридорчик (сени) делит домик на две части. Налево – комната А.С. Пушкина. В ней – мебель и обстановка начала XIX века, книги, портреты. Направо от входа – комната Никиты Козлова, крепостного слуги А.С. Пушкина, который не разлучался с поэтом с детства и до могилы. Убранство комнаты составляют лавки, комоды, полки с посудой, и утварью того времени.

Посетите дом-музей А.С. Пушкина

В залах музея более 500 экспонатов: живопись, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства и быта конца XVIII-XIX столетий, прижизненные сочинения А.С. Пушкина, периодические издания того времени.

За 80 леев я не только хорошо провел время и культурно обогатился. Весь оставшийся день меня посещали приятные мысли о былом и грядущем. А кроме того, у меня появились идеи о продолжении пушкинской темы в блоге.

Всего в доме-музее А.С. Пушкина я потратил 125 леев:
  • ·       Экскурсия – 80 леев;
  • ·       Входной билет – бесплатно;
  • ·       Буклет – 10 леев;
  • ·       Гайд-бук – 35 леев.

 
Состояние дома А.С. Пушкина в Кишиневе после Второй мировой войны
Состояние дома А.С. Пушкина в Кишиневе после Второй мировой войны
Ссылка на карту Гугл с расположением дома-музея А.С. Пушкина в Кишиневе.

Комментарии